Школьное телевидение

Занятие 1. 
Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
Место телевидения в системе СМИ.
1. Прочитайте материал по данной теме.

Телеви́дение (греч. τήλε — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — передача движущегося изображения и звука на расстояние.

Близость телевидения к искусству кино обосновывалась общностью языка, а близость к журналистике — коммуникативными свойствами. Видно, что телевидение существует совсем иначе. Оно не просто выполняет те или иные функции, но буквально предоставляет свою «территорию» разным видам деятельности, в частности, журналистской, образовательной, той же художественной.

РАДИО (сходство, различие)

Основная часть сходства радио и телевидения – это электронные средства доставки сигнала, общность аудитории, практически одинаковые условия восприятия.  Решающее отличие радиовещания от телевидения состоит в том, что радио воздействует только на слух человека, тогда как телевидение обращено и к его зрению.

ТЕАТР (сходство, различие)

У театра экран заимствовал (сначала – киноэкран, а потом экран телевидения) зрелищную сторону действия: костюмы, декорации, освещение, грим и т. п. Из театра пришел на экран и видимый человек – актер, произносимое им слово и, разумеется, сама основа действия – пьеса, сценарий. Общим является синтетичность средств воздействия на зрителя: тут и декорации (немаловажный элемент студийной передачи), и литературное слово, и актерское мастерство. В театре и в телевидении («живом»!), в отличие от кино, время показа равно времени физического действия. Телевидение обладает гораздо большими, чем театр, техническими возможностями в обращении со временем и пространством. В театре - реальное, объемное пространство сцены, реальные живые люди, реальные предметы, тогда как на экране телевизора – лишь изображение людей и предметов, лишь сочетания света и тени, а не та материальная среда, с которой мы имеем дело в театре. В телевидении, как правило, нет «обратной связи», т. е. воздействия зрителя на актера (если не считать таковой телефонную связь в некоторых передачах). Здесь следует подчеркнуть различия в характере аудитории и условиях просмотра в телевидении и в театре. Способность камеры менять ракурс и вырезать часть пространства означает возможность монтировать (т. е. собирать) и показывать на экране непрерывный поток изображений. Рама экрана, ограничивающая пространство, – важное средство воздействия на зрителя. В театре зритель сам управляет своим вниманием, он свободен в выборе объекта внимания, в телевидении зритель увидит только то, что ему покажет режиссер.

КИНО (Сходство, различия)

На телевизионном экране, как и на киноэкране, посредством проецирования изображений воспроизводится образ окружающего нас материального мира. «Одновременность» события и восприятия в ТВ, трансляция, рассказ, история когда-то произошедшая. Условия просмотра и характер аудитории. Особенность эта важнее всех остальных.

2. Практическая часть занятия
Ответьте письменно на вопрос: В чем сходства и различия телевидения и кино, театра, радио?

Занятие 2. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
История развития телевидения и тележурналистики.
1. Прочитайте материал по данной теме.

1895 год вошел в историю человечества как год открытия радио и кино. Но еще раньше во многих странах мира предпринимались попытки передачи изображения на расстояние по проводам. В 1880 году П.И. Бахметьевым была предложена схема, легшая позднее в основу телевидения: для передачи на расстояние изображение должно быть предварительно разложено на элементы, которые передаются и вновь собираются в единое целое.

В 1888–1889 гг. профессор А.Г. Столетов открыл принципиальную возможность непосредственного преобразования световой энергии в электрическую.

В 1907 году Б.Л. Розинг запатентовал принцип, действующий и в современных телевизорах: для преобразования электрических сигналов в светящееся изображение используется катодная электронно-лучевая трубка (созданная англичанином В. Круксом и усовершенствованная немцем Ф. Брауном). Б.Л. Розинг во всем мире считается основоположником электронного телевидения.

На практике же впервые движущееся изображение было передано на расстояние электронным способом 26 июля 1928 года в лаборатории в Ташкенте советскими изобретателями. Параллельно в США над идеей электронного телевидения работали русские эмигранты В. Зворыкин и Д. Сарнов.

В основу первой в мире системы цветного телевидения легли разработки русского ученого А. Полуэктова, армянина А. Адамяна, американца Ф. Фарнсуорта, англичан К. Свинтона и Л. Бэрда.

Первый в мире телевизионный сеанс был осуществлен в 1928 году в Германии, экспериментальное вещание началось в 1935 году. С 1936-го по 1939-й год велись регулярные передачи Би-Би-Си, прерванные войной. В США история телевещания началась в 1939-м.

30 апреля 1931 года из Москвы была осуществлена первая опытная телевизионная передача, с 1 октября 1931 года начались регулярные звуковые передачи в средневолновом диапазоне. Телевизионные приемники в большинстве случаев были самодельными, изготовленными радиолюбителями.

Реальное массовое производство электронных телевизоров началось в 1950 году, это был телевизор марки «КВН-49» (по первым буквам фамилий конструкторов – Кенигсон, Варшавский, Николаевский) с экраном в 18 см по диагонали.

В 1950-м году телевидение имели три страны мира – СССР, США, Англия. К 1960-му – телевещание велось в 20-ти странах Европы. К началу 80-х по данным ЮНЕСКО телевидение существовало в 137 странах мира.

Во 2-й половине 50-х годов в СССР началось сооружение телевизионных кабельных линий, в Европе в 50-е годы уже существовала густая кабельная сеть. В 60-е годы, с совершенствованием технических средств для наземной трансляции, начала расти сеть радиорелейных станций, посредством которых телевизионный сигнал передается на расстояние по эфиру - от одной станции к другой.

Примерно в то же время начала развиваться и спутниковая телетрансляция. Другой технической проблемой, которая решалась по мере развития ТВ, была фиксация телевизионного изображения. Уже в 50-х годах в большинстве стран, где существовало телевидение, пришли к выводу о неудобствах использования в телевидении киносъемки.

Выход был найден американской фирмой «Ампекс», основанной российским эмигрантом Анатолием Михайловичем Пексиным, предложившей аппаратуру и технологию записи изображения и звука на ферромагнитную пленку. Это было ни что иное, как видеомагнитная запись (ВМЗ).

В процессе творческого становления телевидения и тележурналистики необходимо отметить дату 1 января 1968 года, когда в эфир вышел первый выпуск информационной программы «Время». Определенный всплеск произошел во второй половине 80-х, в период перестройки: на этот период приходится эйфория прямого эфира (прямые трансляции со съездов народных депутатов СССР, публицистические передачи в прямом эфире – «Взгляд», «12-й этаж»). С 1991 года начинает свой отсчет история телевидения новых независимых государств, образовавшихся на территории СССР. 90-е годы отмечены еще одним фактом: практически все теоретики телевидения сходятся во мнении о том, что безраздельному господству эфирного телевидения приходит конец.

К концу десятилетия окончательно сформировалась группа новейших технологий телекоммуникации: кабельное вещание, непосредственное спутниковое телевидение, телерадиовещание в компьютерной сети Интернет.  

2. Практическая часть занятия

Запишите в тетради: Основные вехи в истории развития телевидения.

Занятие 3. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
 Журналистские профессии на телевидении.
1. Посмотрите видеоролик по данной теме.

2. Практическая часть занятия

Запишите в тетради: перечислите профессии на ТВ.
Занятие 4. 
Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
Программы для производства и обработки видеоматериалов.
1. Прочитайте материал по данной теме.

Монтаж — это ключевая часть постпродакшна видео. Именно на этом этапе рождается фильм. Рассказываем о том, какие программы для видеомонтажа существуют сегодня, чем они отличаются друг от друга и как выбрать подходящую для решения ваших задач

Программы для производства и обработки видеоматериалов:

1. Фотографии 

В Windows таким инструментом долгое время служил простенький редактор Windows Movie Maker. Однако недавно Microsoft прекратила его поддержку и функции видеомонтажа перешли в стандартное приложение «Фотографии», входящее в состав Windows 10. С его помощью можно компилировать видеоролики, добавлять музыку и титры, а также накладывать некоторые фильтры цветокоррекции и пользоваться трехмерными эффектами.

2. 
Windows Movie Maker 
Программа имеет действительно дружественный интерфейс и высокую скорость работы.

3. ВидеоСТУДИЯ 

Отечественный комплекс программ для обработки видео, реализующий весь базовый набор монтажных функций. 
4. Movavi Video Suite 

Полупрофессиональное программное средство для работы с видео. Помимо стандартных функций видеомонтажа редактор позволяет  добавлять различные фильтры, переходы и титры, захватывать видео с любых носителей, включая DVD, CD и VHS. 

 5. Sony Vegas Pro 

Мощная профессиональная программа для видеомонтажа, имеет инновационные инструменты, однако можно отметить слишком сложный интерфейс.

6. Сервисы для онлайн-монтажа

Если вы монтируете очень простое домашнее видео, где не требуется применять сложные эффекты, переходы и титры — можно вполне ограничиться онлайн-сервисами для монтажа. Использование онлайн-видеоредакторов избавляет вас от необходимости иметь мощный компьютер для обработки видео — достаточно лишь широкого интернет-канала, чтобы быстро загрузить на сервер все исходники. 

2. Практическая часть занятия.

Выберите одну из перечисленных программ и запишите достоинства, недостатки этой программы

Занятие 5. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
 Основы монтажа в Windows Movie Maker (Вставка, перемещение).
Для запуска программы: Windows Movie Maker на своем компьютере достаточно нажать "Пуск-Все программы"
1. Посмотрите видеоролик по данной теме.

2. Практическая часть занятия

- Запустить программу "Windows Movie Maker" на компьютере.

- Вставить любые 2 видеофрагмента в программу и попробовать их перемещать.

Занятие 6. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
 Основы монтажа в Windows Movie Maker (интерфейс и захват видео).
Для запуска программы: Windows Movie Maker на своем компьютере достаточно нажать "Пуск-Все программы"
1. Посмотрите видеоролик по данной теме.

2. Практическая часть занятия

- Запустить программу "Windows Movie Maker" на компьютере.

- Вставить любые 2 видеофрагмента в программу и попробовать их захватить.

Занятие 7. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
 Основы монтажа в Windows Movie Maker (монтаж и экспорт видео).
Для запуска программы: Windows Movie Maker на своем компьютере достаточно нажать "Пуск-Все программы"
1. Посмотрите видеоролик по данной теме.

2. Практическая часть занятия

- Запустить программу "Windows Movie Maker" на компьютере.

- Вставить любые 2 видеофрагмента в программу и попробовать смонтировать и экспортировать на рабочий стол.

Занятие 8. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
 Основные правила видеосъемки.
1. Ознакомьтесь с материалом.
Первая и главная проблема начинающего оператора — это дрожание и рывки камеры при съемке «с рук». Чтобы этого избежать, лучше всего пользоваться штативом или «стедикамом» (steadycam). Но поскольку это не всегда возможно, запомните основные правила:
1) не держите камеру на вытянутой руке.
2) держите двумя руками.
3) при возможности используйте дополнительную опору (перила, дверной косяк и пр.)
4). При панорамной съемке камеру двигайте плавно, не спеша, иначе получите сплошное мелькание. В начале и конце панорамы желательна остановка камеры хотя бы на секунду. Длительность панорамы — не более 8 секунд. Пожалуйста, не заваливайте горизонт. Это не так сложно — просто держите вертикаль, ориентируясь на столбы, стены и т.п.
5). Не снимайте «длинный кадр».  Лучше снимать кусками, менять планы и ракурсы, чтоб при монтаже было, из чего выбрать.
6). При искусственном освещении обязательно настройте баланс белого вручную, иначе можете получить неестественные цвета. Особенно это касается лиц людей (без балансировки вас ждут желтоватые или синеватые оттенки).
Распространенные ошибки:
1) не снимайте маленьких детей или животных с высоты своего роста. Это крайне неудачный ракурс. Лучше присесть, а в некоторых случаях, даже поставить камеру на стул или пол.
2) зачастую при съемке человек забывает остановить запись или наоборот включить ее. Поэтому возьмите за правило постоянно проверять индикацию записи на экране.

2. Практическая часть занятия

- Учитывая изученный материал, снимите небольшой видеофрагмент на тему "Наш город осенью", пришлите ваши видеоролики в вк личным сообщением.

Занятие 9. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
 Основные правила композиции видеосъемки.
1. Ознакомьтесь с материалом.

Композиция - это искусство размещения объектов в кадре. Есть на самом деле формы и пропорции, которые люди находят приятными, но сам фильм, также должен рассказывать историю. Расположение ваших объектов и актеров в кадре может добавить к вашему рассказу смысл, подчеркнув некоторые элементы и оставив другие на задний план. В крупнобюджетном  фильме режиссер имеет помощника, который занимается композицией кадра. В небольших бюджетных фильмах режиссер часто выполняет обе функции. 

Правила композиции одинаковы для видео и фотографий, но, как и все остальное, для видео это сложнее. Проще говоря, соотношение сторон - вертикальное и горизонтальное - изображения неподвижных камер отличаются от соотношения сторон кинофильмов.

Соотношение 16:9 означает, что пейзажи выглядят фантастическими, но представление одного человека в кадре является более сложным. По большей части люди являются вертикальными объектами, и большая часть вашего кадра будет пустой. Итак, чем вы заполняете пустое пространство? Это композиция.

Еще одна очевидная вещь, которая влияет на состав кадра фильма, заключается в том, что вещи не только движутся в нем, но иногда и через него, и часто сама камера движется. Это означает множество репетиций. Актеры, движущиеся по площадке, должны пройти через свои метки в чрезвычайно точное время, и оператор вашей камеры должен приспосабливать движение по площадке и движение в кадре, сохраняя при этом приятное расположение, которое управляет историей.

Основное правило композиции. Разделите экран на трети по горизонтали и вертикали, как в игре крестики нолики, и тогда, ваши ключевые объекты, должны упасть на пересечение двух из этих линий. Ранее мы говорили, что люди вертикальны и экраны фильмов горизонтальны - это означает, что для того, чтобы получить человека в рамке, вам нужно либо сделать их очень маленькими, либо обрезать их. Оба эти метода вполне приемлемы. 
Глаза - главная вещь. Мы смотрим на глаза людей. Мы инстинктивно смотрим на то, как другие люди смотрят. У нас есть глубокое убеждение, что человек внутри тела доступен через глаза - и это универсально. Когда ваша кошка или ваша собака хочет общаться с вами, они смотрят на ваши глаза, а ведь они не читают никаких книг по психологии. Когда вы создаете кадр, если глаза находятся в фокусе, то вы можете пожертвовать многими другими вещами, не находящимися в фокусе.

Представьте себе, что ваш кадр как теневое поле, в которое вы помещаете предметы, и который находится строго в центре. Балансировка левой и правой сторон обычно дает ощущение гармонии, а неуравновешенный кадр, создает напряжение. Если идти против правила третей, то иногда полностью симметричное кадр, с главным объектом по центру, можно использовать чрезвычайно эффективно. Ведущие линии обычно представляют собой воображаемые линии, которые переходят от одного объекта к другому, чтобы привлечь наше внимание от основного объекта фокусировки к второстепенному.
Камера может подчеркнуть то, что важно, и убрать фокус с других вещей, не столь важных. Для этого используется глубина резкости - область кадра, которая находится в фокусе.

2. Практическая часть занятия

Учитывая изученный материал, снимите небольшой видеофрагмент на тему "Один день из школьной жизни", пришлите ваши видеоролики в вк личным сообщением.

Занятие 10. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
 Внутрикадровый монтаж.
1. Ознакомьтесь с материалом.

Внутрикадровый монтаж — это разные приемы, которыми пользуется оператор в течение одного кадра: «переход фокуса», «панорама», «наезд», «отъезд», «движение камеры». Такой кадр называется «сложным». Внутрикадровый монтаж — это результат работы оператора с камерой в течение съемки одного кадра, от «REC-старт» до «RЕС-СТОП».
Один  фильм начинается так: по киностудии идут два человека, продюсер и режиссер. Камера следит, как они, оживленно разговаривая, идут между павильонами, уступая дорогу машинам, встречным прохожим, заходят в один из павильонов, оказываются в тесной суете коридоров, по которым рабочие проносят декорации, проходят на съемочную площадку сквозь толпу статистов, осветителей, уворачиваются от движущегося съемочного крана с оператором и, наконец, оказавшись рядом с камерой, останавливаются — становится слышно, о чем они говорят: о каком-то фильме. «Ты знаешь, — говорит один другому, — первый кадр фильма длится пять минут тридцать две секунды!» Этот кадр с проходкой двух персонажей длится именно пять минут тридцать две секунды! Конечно, это было не более, чем киношная шутка (в этом кадре шли начальные титры), но кадр был срежиссирован настолько интересно и снят настолько изобретательно, что ничуть не производил впечатления затянутого. Почему? — Потому, что в нем было найдено удачное сочетание естественного движения (персонажи идут, машины едут, рабочие несут движения камеры (панорамы за персонажами, параллельные проезды на тележке, с отъездами-наездами на персонажей).
Вывод первый: чем больше в кадре естественного движения, тем он интереснее. Ваша собака, например, получится гораздо живее в кадре, если будет прыгать, лаять и носиться по двору, нежели будет сидеть на поводке у конуры с высунутым языком.
Вывод второй: чем меньше заметно движение камеры в кадре, тем он естественнее и проще для зрительного восприятия. Всякая панорама, наезд-отъезд или переход глубины резкости равны движению головы или глаз вашего будущего зрителя, если бы он рассматривал сцену так, как вы ему предлагаете в своем кадре.
И нужно учитывать очень важный момент, что в соседних кадрах НЕ ДОЛЖЕН использоваться один и тот же прием внутрикадрового монтажа (переход глубины резкости, панорама, наезд или отъезд). Вообще старайтесь перемежать сложные кадры с операторскими приемами простыми и статичными кадрами, «картинами» — это позволит зрительскому вниманию отдохнуть и «переварить», расшифровать тот, допустим, «наезд с панорамой и переходом глубины резкости», что вы сделали в предыдущем кадре.

2. Практическая часть занятия

Учитывая изученный материал, смонтируйте  видеоролик "Посвящение в гимназисты", пришлите ваши видеоролики в вк личным сообщением.

Занятие 11. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: 
 Телесюжет.
1. Ознакомьтесь с материалом.

ЭЛЕМЕНТЫ ТВ СЮЖЕТА:

Видеоряд Видео может быть снято специально для сюжета профессиональным оператором (чаще всего), а также получено из архива или откуда-то со стороны (любительская, оперативная съемка). Видеоряд выстраивает монтажер в соответствии с текстом и замыслом сюжета. Большинство телевизионщиков современной школы считает видеоряд главным изобразительным средством. Есть даже лозунг: «Телевидение – это картинка!» Термин «картинка» стал настолько устойчивым, что обычно пишется без кавычек.

Графика. Как и видео, является картинкой. Схемы, карты, диаграммы, спортивные турнирные таблицы и другая графика может быть изготовлена на компьютере. Впрочем, можно и просто нарисовать, а потом снять на видео

Лайф. От английского life – жизнь. Так называют отрезок видео (обычно до 10 секунд) с выразительным интершумом (аплодисменты, крик болельщиков, шум водопада и т.п.), который не закрыт закадровым текстом. Лайф дает возможность зрителю почувствовать себя на месте события. Очень оживляет сюжет.

Синхрон От греческого sin – вместе и chronos – время. Это прямая речь героя сюжета в кадре, иначе говоря – отрезок интервью (обычно до 20-25 секунд). Называется так, потому что голос и изображение человека записываются и показываются одновременно в отличие, скажем, от закадровой начитки.

Стендап. От английского stand up – стоять. Речь корреспондента в кадре. Обычно используется, чтобы продемонстрировать присутствие на месте события и к тому же создать эффект общения со зрителем

Интершум - звук, записанный вместе с видео. Как правило, он сопровождает закадровый текст и является полноценным изобразительным средством

Титры – поясняющие надписи. Это могут быть титры в синхронах (имя, фамилия, должность героя сюжета), геотитры (указание места событий), поясняющие титры (типа «Съемка МЧС» или «Архив»), субтитры (например, перевод иностранного текста в нижней части кадра), а также «бегущая строка».

Закадровый текст Его пишет автор (корреспондент). Называется закадровым, потому что того, кто говорит, зритель не видит. Начитывать текст может как сам корреспондент, так и диктор.

ЭТАПЫ ПРОИЗВОДСТВА ТВ СЮЖЕТА:

1. Выработка идеи или получение задания.

2. Сбор информации: поиск в Интернете, изучение пресс-релизов, ранее снятых на эту тему сюжетов и т.п.

3. Разработка общего замысла (концепции) сюжета. Необходимо, во-первых, понять, какова будет основная идея сюжета, во-вторых, кого, что, где и когда следует снять, чтобы эту идею проиллюстрировать. Нужно это делать до начала съемок, хотя в процессе замысел может быть серьезно скорректирован. Однако никогда не следует выезжать на съемки «с пустой головой».

4. Обсуждение замысла с редактором. Тот может подсказать дополнительную информацию, подкинуть идею, таким образом сюжет приобретет «объем», из частностей можно будет сделать некое обобщение.

5. «Телефонный этап»: созвон с потенциальными героями сюжета с целью понять детали и договориться о съемках.

6. Обсуждение замысла с оператором. Он должен понять, что ему предстоит снимать. Автор, помни: телевидение – это картинка, а оператор – соратник по творчеству!

7. Выезд на съемку. Набор видео, запись синхронов и стендапа

8. Просмотр снятого видео. При этом желательно отметить тайм-код наиболее удачных или важных кадров.

9. Расшифровка синхронов и стендапа. Задача – дословно перенести на бумагу (или в компьютер) текст, а также по тайм-коду зафиксировать продолжительность.

10. Написание текста сюжета.

11. Саморедактирование: вычитывание текста с целью проверки логики повествования (чтобы не перескакивать с одного на другое) и поиска языковых ошибок.

12. Вычитывание текста вместе с редактором.

13. Начитка закадрового текста.

14. Монтаж. Этим занимается монтажер, но автор может присутствовать и подсказывать идеи.

15. Отсмотр готового сюжета. Проверка качества, в частности, правильности всех титров.

Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности. Первая – сообщение об официальном, традиционном по форме событии: от сессии высшего законодательного органа до пресс-конференции. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающего, панораму по президиуму, несколько кадров слушающих, конспектирующих выступление участников встречи (в первом случае – депутатов, во втором – журналистов); вопрос с места – ответ с трибуны. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого на кино- или видеопленку и написании закадрового текста. Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь более ощутимо участие журналиста во всем творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. Автор подбирает достойный экрана факт, заранее продумывает характер съемки и монтажа. От молодого журналиста (студента-практиканта, стажера, новичка в штате творческого коллектива) потребуют представить сценарный план, в котором излагается краткое содержание (тема, идея, фактический материал сюжета), изобразительное решение, обычно поэпизодно. Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж

2. Практическая часть занятия

Учитывая изученный материал, смонтируйте  видеоролик "Первый снег", пришлите ваши видеоролики в вк личным сообщением.

Занятие 26. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия: Stand-up и синхрон в репортаже.
1. Прочитайте материал по данной теме.
Синхрон — видеоматериал, в котором используется кусок прямого 
интервью с участниками сюжета. Название осталось с тех времен, когда новости снимали на кинопленку. Для интервью приходилось синхронизировать снятое кинокамерой и запись звука на отдельной пленке. Это называлось «съемкой на две пленки» или просто «синхроном». Техника ушла далеко вперед, а термин остался (во всяком случае, в России). 
Стенд-ап (stand-up) — видеоматериал, где репортер присутствует в кадре и напрямую комментирует происходящее событие. Этот термин, позаимствованный у англоязычных телевизионщиков, происходит от английского stand up — вставать. И действительно, 95% стендапов репортер делает стоя (за теми редкими исключениями, когда он лежит — под обстрелом — или сидит — в театральном зале). С появлением прямых новостей возник такой вариант стендапа, как флай — прямое включение репортера с места события. Закадровый текст — текст к видеорепортажу, который произносит за кадром сам репортер, все, что он пишет и вещает в эфире. Термин пришел из кино. Когда в сценариях ставят пометку «3/К», это значит, что данную картинку должен сопровождать тот или иной звук, например музыка. Видеорепортаж перенял «3акадровый текст» в качестве важнейшей своей части. Видеоряд — вся совокупность монтажных планов, которые показывают в видеорепортаже. Все, что сняла на выезде камера телевизионного журналистского комплекса (группы), а потом было смонтировано, считается видеорядом. За исключением стендапа. Видеоряд — оригинальный термин новостей. Кино — один сплошной, неразделимый видеоряд. Но в репортаже видеоряд лишь основа для закадрового текста и слов репортера. Как ни странно, видеоряд только одна из составляющих репортажа, но не сам репортаж. Интершум, или лайв, — это небольшой кусок видеоряда, который выдается в эфир с естественным звуком, записанным камеройПонятие «интершум» почерпнуто из той же терминологии кино. Когда требовалось записать звук, например тот, что производит движущийся поезд или ветер, это и был интершум. Живой звук в кадре. Но теперь его чаще называют лайв (от английского live — живьем).
Законы синхрона
Первый закон синхрона гласит: всегда добивайтесь того ответа, который нужен вам. Если вы думаете, что герои синхрона осведомлены о ваших творческих планах или собираются преподнести приятную неожиданность, вы никогда не добьетесь результата.  Чтобы получить хороший синхрон, надо знать, что именно нужно вам для сюжета. Отсюда вытекает второй закон.
Второй закон синхрона утверждает: правильный вопрос тот, ответ на который вы знаете заранее. 
Третий закон: не спрашивайте о том, что можно сказать за кадром. У репортера всегда под рукой спасительная ссылка «по словам...». Готовя закадровый текст, вместо точек можно подставить фамилию отвечающего на ваши вопросы или неких абстрактных «экспертов», «наблюдателей» или «специалистов». И все прекрасно получится! У зрителя возникнет впечатление, что вы долго слушали героя сюжета или свидетеля, а потом кратко изложили их слова. 
Четвертый закон синхрона уточняет: не спрашивайте о том, что можете рассказать в кадре. Во всех сюжетах есть стендап репортера. Вы заранее представляете, что скажете в нем. Зачем спрашивать об этом героя? Не делайте двойной работы, дублируя ответами героя или свидетеля ваш стендап. 
Правило «5W+H» 
А еще репортеры всего мира используют правило «5W+H». Это значит, что любому человеку можно задать шесть самых простых вопросов: 
1) Кто?
2) Что?
3) Где? 
4) Когда?
5) Почему? 
6) Как?. 
Для ваших синхронов они вполне употребимы. Вы получите исчерпывающую информацию.

2. Практическая часть занятия
  • Попробуйте дома запись видео-интервью с членом семьи. 
  • Тематика интервью: 75 лет Великой Победы; Дистанционное обучение; 1 мая - мир, труд, май и т.п.
Занятие 27. 
Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия:
Имидж ведущего. Внешний облик
1. Прочитайте материал по данной теме.
Имидж (от англ. image - «образ», «изображение») — образ, формируемый в общественном или индивидуальном сознании средствами массовой коммуникации. Имидж создается  с целью формирования в массовом сознании определённого отношения к чему-либо. Может сочетать как реальные свойства объекта, так и несуществующие, приписываемые.
Телевизионная передача – не парад модных моделей и не конкурс красоты, её успех или неуспех зависит в первую очередь от знаний, профессиональной подготовкиталанта и индивидуальности, внутренних человеческих качеств выступающего в кадре. Зрителю интересна личность, нестандартный человек, индивид, захваченный идеей, человек, обладающий даром общения.
Каковы же эталоны внешней привлекательности или, как говорят имиджмейкеры, смотрибельности телеведущего? 
Многие специалисты по этому вопросу выделяют следующие эталонные качества: Здоровый вид. 
Гармония черт лица. 
Красивые волосы. 
Стройная и пропорциональная фигура. 
Приятно звучащий голос. 
Выразительность жестов. 
Живой ум. 
Доверительность.
В самом деле, когда мы включаем телевизор и видим на экране телеведущего, то прежде всего нам бросаются в глаза такие конкретные атрибуты его внешнего вида, как лицо, причёска, одежда, руки. Часто незаметно для себя мы вслушиваемся в голос ведущего и невольно соотносим тональность и тембр его голоса с состоянием лица, энергетикой движения тела и рук.

Удачно найденный имидж – это не только успех у зрительной аудитории, но и часть творческой биографии журналиста.
2. Практическая часть занятия
  • Ответьте на вопрос: Какими качествами должен обладать ведущий школьных новостей?
  • Опишите (или нарисуйте) внешний облик ведущего школьных новостей
Занятие 29. 

Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия:
Речь и дыхание. Артикуляция, дикция.
1. Прочитайте материал по данной теме.
Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции.
Сила голоса оратора имеет очень большое значение для аудитории. Если он говорит чрезмерно громко да еще имеет крикливый голос, то это вызывает раздражение у слушающих его людей, и эффект выступления существенно снижается. Если оратор говорит тихо, его могут слышать только находящиеся рядом, а до остальных суть его речи не доходит, что также вызывает неудовольствие аудитории. Поэтому говорить надо так, чтобы была полная уверенность, что речь не утомляет слушающих и всем им хорошо слышно.
Составными частями техники речи являются:
1) постановка правильного речевого дыхания;
2) постановка речевого голоса, развитие тех его качеств, которые обеспечивают его звучность, выразительность.
3) работа над дикцией;
4) работа над интонацией;
5) развитие речевого слуха.
Чтобы добиться звучности голоса, необходимо правильно поставить дыхание. Речевое дыхание, его отличие от физиологического. Это означает дышать глубоко, включая диафрагму в процесс вдоха и выдоха. Это значит также уметь контролировать свое дыхание, экономно распределяя выдох. Дышать надо часто, поддерживая постоянный запас воздуха, причем вдох делать следует во время естественных (логических) пауз и незаметно. 
Голос - это инструмент, с помощью которого вы донесете свое сообщение до аудитории. Взаимопонимание между вами и вашей аудиторией зависит от ваших голосовых и речевых данных. Голос может привлечь слушателей на вашу сторону, убедить их, завоевать их доверие. Вы можете расшевелить людей или усыпить, очаровать или оттолкнуть.Человеческий голос - могущественный инструмент. Всегда следует помнить, что ваши слушатели ожидают - и вполне заслуживают - услышать приятный голос. Как бы вы ни были талантливы, обаятельны и умны, но если вы искажаете звуки, неверно ставите ударение, неправильно произносите слова и к тому же не используете свои голосовые возможности, то вы не сможете стать успешным человеком.
Артикуляция речи является работой органов отвечающих за речь, которые необходимы для произношения звуков. Органы отвечающие за речь состоят из:
- головного мозга, который при помощи моторного центра речи посылает конкретные импульсы при помощи нервной системы к органам отвечающим за артикуляцию речи т.е ее произношение;
- дыхательного аппарата (легких, бронхов, трахеи, диафрагмы и грудной клетки), образующего воздушную струю, которая обеспечивает создание необходимых голосовых колебаний, нужных для артикуляции;
- органов произношения речи, которые в основном называются органами речи.
Главным условием для того, чтобы артикуляция звуков была правильной необходимо чтобы человек воспринимал речь окружающих людей при помощи слуха. И это непосредственно закладывается в детстве, когда ребенок впервые слышит произношение слов, так он их и будет произносить.
В технике речи большое значение придается работе над дикцией. Многие ораторы говорят небрежно, неотчетливо, не разжимая зубов, неправильно артикулируя звуки, и в результате аудитория теряет интерес к выступлению, не в силах разобраться в нечленораздельном бормотании выступающего. Слова должны произноситься четко и ясно, поскольку любое отклонение от норм произношения и ударения переключает внимание аудитории с существа речи на ее форму, тем самым отвлекая от восприятия смысла. Хорошая дикция предполагает умение «держать паузу». Пауза облегчает дыхание, дает возможность сообразить, к какой мысли следует перейти дальше. Она позволяет важным соображениям глубже проникнуть в сознание слушателя. Короткая пауза перед кульминационным моментом речи и после — один из способов выделить его. Пауза применяется между отдельными элементами мысли (фразами, придаточными предложениями, законченными суждениями). Она также оттеняет наиболее существенные слова.
Таким образом, каждый, кто заинтересован в успехе своего выступления, должен разбираться в том, что происходит с тоном голоса, как он изменяется, каков его интонационный рисунок при произнесении предложений.
Хороший голос необходим не только для достижения профессиональных успехов в деловой сфере, но и в повседневно-бытовом общении. Людей, имеющих приятный проникновенный голос, обычно более охотно и долго слушают, чем тех, кто обладает резким пронзительным или грубым хриплым голосом.
2. Практическая часть занятия
Упражнения для развития дикции
1. Произнесение взрывных согласных.
Тренировка заключается в произнесении глухих согласных без голоса, с «взрывом»: П! ПЬ! Т! ТЬ! К! КЬ! После этого согласные произносят в паре с гласными: ПУ! ПО! ТУ! ТО! КУ! КО! Затем присоединяют звонкие согласные: БУ! БО! ДУ! ДО! ГУ! ГО! РУ! РО! Повторяем 3 раза.
2. Произнесение конечных согласных.
Упражнение выполняется с голосом, конечные согласные нужно произносить активно и четко: БУ-БУ-БУ-БУ-БУПП! БА-БА-БА-БА- БАПП! Повторяем 3 раза
3. Произнесение гласных.
Приступаем к тренировке звучания сочетаний гласных: АИ, ОИ, УИ, АО, АУ, ОЫ, ЭО, повторяя сочетания по три раза.
4. Произнесение трудных буквенных сочетаний.
Прорабатываем такие сочетания как ЛРА, ЛРЯ, ЛРУ, ЛРЮ, ЧРА, ШРА, РЛО, МФО, РЛИ, МФЕ. Повторяем 3 раза.
Дополнительно для развития дикции используем прием проговаривания звуковых рядов. Произнесите:
ПТА-ПТО-ПТУ-ПТЭ-ПТЫ-ПТИ.
ПТКА-ПТКО-ПТКУ-ПТКЭ-ПТКИ-ПТКЫ.
КТА-КТО-КТУ-КТЭ-КТЫ-КТИ.
ЗДРИ-ЗДРЭ-ЗДРА-ЗДРО-ЗДРУ-ЗДРЫ
 Повторите 3 раза.
Занятие 30. 
Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего нашего занятия:
Основы режиссуры репортажных жанров. Основные принципы верстки.

1. Прочитайте материал по данной теме.
Главным критерием при сборе материала в единую программу (верстке) является видением командой выпуска информационной картины дня.
Группа выпуска должна четко осознать:
  •  соотносится ли время события со временем выхода программы и возможна ли подготовка сюжета чисто физически;
  • наличие  видеоархивных материалов, а в базе данных о предыстории и контексте данного события для подготовки, скажем, редакционного комментария, аналитического материала;
  • возможно ли получение того или иного материала из других аналогичных источников.
В любом случае, приоритетами при отборе материала являются два фактора
определение иерархии по значимости событий – исходя из этого фактора, принимается, в частности, решение о том, прозвучит ли информация о каком-то событии в эфире подробно, коротко, либо вообще не прозвучит; 
при принятии решения о необходимости включения в программу данной конкретной темы, на первое место ставится определение возможности выдать в эфир собственные материалы редакции. 
В практике все эти вопросы корректируются еще и концепцией новостной программы. 
Выпуск программы традиционно состоит из нескольких тематически собранных разделовПервым обычно выдается в эфир блок видеосюжетов и устной информации, относящихся к главным новостям дня, в первую очередь – имеющих сенсационный характер. Затем в разной последовательности могут выделяться в блоки официальные сообщения, другая внутриполитическая информация, экономические новости, международные события и новости из других стран, новости культуры, социальной сферы и т.д.
Монтаж – главное выразительное техническое средство телевидения. Понятие монтажа в простейшем виде означает соединение путем видеозаписи в определенной последовательности и по определенной системе фрагментов в единое целое. Это понятие применяется и на радио, однако, в работе телевидения понятие монтажа значительно усложняется по сравнению с радийным. При монтаже для создания цельного законченного сюжета соединяются текст, видеоряд (в редких случаях – музыка, это не относится к репортажным жанрам). Учитывая разнообразие возможных используемых форм видеоматериала (синхрон, stand-up, закадровый текст, рэпэраунд) структура сюжета может оказаться как очень простой, так и достаточно сложной. Как правило, это зависит от разных факторов.
Фактор первый. Цель и содержание репортажа.
Фактор второй. Реальные возможности, наличие того или иного материала.
Фактор третий. Качество имеющегося материала.
Очень хороши бывают т.н. «многослойные» или естественно-комбинированные планы, когда в длинном плане одно действие сменяет другое, ему на смену приходит третье и так далее, оттого, что это будет один статичный кадр, зритель только выиграет. Есть закон: момент смены кадра (склейка) сама по себе на доли секунды уже является отвлечением. Отрицательную роль в этих случаях играют шторки, микширования, «вспышки», которые иногда используют в склейках. Если о длинных кадрах споров немного, то о предельной краткости репортажного кадра дискуссий больше. Решение здесь, наверное, может выглядеть примерно так: не нужно стремиться к огромному разнообразию кадров в сюжете за счет сокращения их длительности и, соответственно, увеличения количества кадров. Используйте короткие кадры при двух условиях: когда без данного кадра (по смыслу) не обойтись и другого, более длинного, нет – это, во-первых. И второе условие – чрезмерно короткий кадр не должен диссонировать с общей ритмикой режиссуры сюжета, его монтажа. Парадоксом (не в лучшем смысле) будут выглядеть один-два кадра длительностью по 2–3 секунды в обрамлении 10–15-ти секундных планов, или при общей равномерной ритмике, когда все остальные кадры длятся, предположим, по 5–6 секунд.

Комментариев нет:

Отправить комментарий